Голы и титулы. Тысяча и жалкие три сотни
В 90-х на Ромарио в Бразилии молились, на Эдмундо – никогда. Что значит Коротышка для «селесао», в 1994-м, незадолго до чемпионата мира, показали злодеи, посмевшие похитить отца голеадора. Отказавшись платить выкуп, нападающий пригрозил, что покинет сборную, и уже через пару дней отца отпустили. Ромарио становился чемпионом мира, Эдмундо лишь два раза вышел на замену в 1998-м. Значительный перевес на стороне Ромарио и в достижениях в Старом свете, где Коротышка блистал в составе «Барселоны», а Скотина запомнился в «Фиорентине» и «Наполи» лишь своими частыми отлучками на карнавалы. И, конечно, жалкие три сотни голов Эдмундо меркнут на фоне тысячи Ромарио. Однако популярность эти ребята по-честному делят пополам.
Происхождение. Сачок и драчун
Родившемуся в одной из самых бедных фавел Рио Жакарезиньо (Крокодильчик) Ромарио в детстве везло куда меньше, чем в будущем у ворот соперников – в возрасте одного года он чуть не погиб, подхватив воспаление легких. А в четыре года его угораздило свалиться в ров с водой – Коротышке повезло, что старшие товарищи не бросили его в беде и вытащили из омута. «Я тогда нахлебался – будь здоров, – вспоминает бразилец. – И с тех пор боюсь воды». Как известно, Ромарио никогда не любил тренироваться и всегда сачковал. Один раз, когда он со сверстниками по его первой команде «Олария» должен был пробежать 7 км, ему пришло в голову чуть подотстать от толпы, а потом спокойно сесть на рейсовый автобус и финишировать в первых рядах.
Эдмундо, появившийся на свет в Нитрое (тоже штат Рио), вынашивал свой талант в футзальных, а также… кулачных боях. Как-то еще зеленый Эдмундо поцапался с товарищем по команде по поводу того, кому из них быть капитаном. Конфликт был улажен просто – отоварив конкурента хуком с левой, наглец заграбастал вожделенную повязку себе.
Личные взаимоотношения. Эдмундо на спущенном мяче
Впервые судьба свела их в 2000-м в «Васку». Ромарио тогда выгнали из «Фламенго» (имел неосторожность заявить, что именно он, а не Зико настоящая легенда этого клуба) и сразу же вручили в клубе, где он когда-то начинал, капитанскую повязку. Скотина неистовствовал, устроив погром в раздевалке. Позже они подрались прямо на поле, когда решали, кому бить пенальти. И надо же было Ромарио, выигравшему жаркий спор, промазать с «точки». «Король милостиво позволил принцу ударить», – съязвил после оплошности Коротышки Эдмундо. Реабилитировавшись в следующей игре, Ромарио сказал: «Ну, вот, теперь в королевстве все счастливы – король, принц и даже шут». Интересно, что открыто конфликтуя и не разговаривая, эта парочка умудрилась поставить производство голов в «Васку» на конвейер.
Возможно, звезды и не собачились по чем зря, если бы не нашумевшая история в 1998-м, когда Ромарио по протекции менеджера «селесао» Зико остался вне заявочного списка на французский мундиаль, на который поехал Эдмундо. Месть Коротышки была страшна – туалетной бумагой в принадлежащем ему баре в Рио Cafe do Gol посетители пользовались только с изображением на ней Зико, Загалло (тогдашний тренер бразильцев) и Эдмундо. Если первые двое взирали с рулонов, сидя на унитазах и со спущенными штанами, то Скотине Ромарио нанес сокрушительный удар в виде карикатуры, на которой конкурент сидел на спущенном мяче. В Бразилии такое принимают за обвинение в неумении играть. Троица подала в суд, а Ромарио заявил, что его коллеги ничегошеньки не понимают в современном искусстве.
Околофутбольные фортели. С шимпанзе на брудершафт
По части пикантных историй, в которые попадали оба голеадора, они могут дать фору любому. Самая известная и скандальная с участием Скотины, за которую он собственно, и получил это прозвище, произошла в 1999-м. В день рождения своего сына Эдмундо пригласил на свою виллу бродячий цирк с клоунами и обезьянами. Звери так понравились нападающему, что с одним из них (шимпанзе) он решил выпить на брудершафт, предварительно плеснув обезьяне в бокал с шампанским пивка. Зверя стошнило, а Эдмундо вскоре вызвали в суд по обвинению в жестоком обращении с животными. В результате Скотине пришлось заплатить штраф в размере 100 тысяч долларов. На счету Эдмундо бесчисленное множество разбитых дамских сердец, а также камер и физиономий журналистов, которых он не любит. После же ужасной аварии, унесшей жизни троих людей, инициатором которой он стал, Скотину чуть не упекли за решетку.
У Ромарио всегда были проблемы с режимом, тренерами, которых он мог легко, несмотря на статус, послать в известном направлении, и никогда – с женщинами. Говорят, что их у Коротышки было в разы больше, чем голов он забил за всю свою карьеру. Давал ход нападающий и кулакам. Как-то раз, когда Ромарио еще играл за «Флуминенсе», один болельщик, пробравшись на тренировочную базу клуба, бросил на поле пять живых цыплят и крикнул, что одного из них зовут Коротышкой. У ветерана сорвало крышу – шалопай, было бросившийся наутек, был догнан и отметелен по полной программе. «Флу» тут же разорвал контракт с Ромарио.
«Я уже было собирался вешать бутсы на гвоздь, – признается Эдмундо, который практически не играл в последнее время в «Палмейрасе». – Но тут позвонил Ромарио и сказал, что был бы рад видеть меня в «Васку». Ужас как было приятно. Уверен, что в «Васку» у меня все получится. А что касается наших с Ромарио былых обид, то мы давно о них позабыли, пожав друг другу руки».